Автоматизация звука С

В норме в возрасте около 4 лет ребенок уже должен выговаривать звук С, если же нет, то нужно обратиться за консультацией к детскому логопеду. Продолжительность курса занятий зависит от многих факторов, но приблизительно занимает от месяца до трех. Сама структура занятий состоит из нескольких этапов.

Вначале – это артикуляционная гимнастика для дошкольников, затем — постановка звука С. Автоматизация звука С завершает работу логопеда.

Артикуляционная гимнастика для С включает такие упражнения как «Почистим зубки», «Непослушный язычок», «Загнать мяч в ворота» и другие. Все задания делаются для того, чтобы язык, зубы, губы приняли положение, характерное для нормального произнесения С. Гимнастика помогает ребенку понять как же должен «чувствовать себя» язычок, как его удерживать и как поменять позу на другую. Все задания обязательно выполняются перед зеркалом и в положении для губ «улыбка» для зрительного контроля за выполнением упражнения.

При постановке уже осознанно достигается верное звучание пока изолированного (без сочетания с другими звуками) С. Следом идет серия занятий, цель которых  – автоматизация звука С в слогах, словах, фразах и речи. Этот этап наиболее продолжительный.

Упражнения для автоматизации звука С

Сначала звук автоматизируется в прямых открытых слогах в сочетании С с гласными звуками А, О, У, Ы, Э. Нужно повторять серию слогов СА-СА-СА-СА и так с каждым из гласных.

Следом нужно повторять сочетания С с гласными в обратных слогах: АС-ОС-ИС и т.д.

Далее подбираются простые односложные слова с закрытым слогом, где  С обязательно находится вначале: сам, сом, сон и др. Потом слова, где С находится в конце: нос, лис, лес и др. Когда произнесение усвоено, можно подбирать слова, где содержатся два С, такие, что включают сочетание согласных, а также те, где С находится в середине: соска, осколок и проч.

Автоматизация звука С продолжается чтением или повторением фраз и предложений, содержащих С. Можно также подобрать картинку с нарисованными предметами, начинающимися или содержащими С или же серию разрезных картинок на С. Ребенок может самостоятельно составить рассказ о том, кто это, чем занимается и что с ним случилось.

Чтение и заучивание стихов, скороговорки, загадки на С – это все помогает закрепить С в речи. Конечная цель такой работы — чтобы ребенок в любых ситуациях и любой речи произносил звук правильно, а не с искажением или заменяя его. Это так называемое употребление в спонтанной речи. На этапе по автоматизации работают не только с фонетической стороной речи, но и обогащают словарь ребенка, учат новым терминам и понятиям, проводят работу по звуковому анализу и синтезу, учат выделять С из потока или же вставлять его в речевую конструкцию.

Вам также может понравиться...

Популярные записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *