Нарушение звукопроизношения

Самой частой жалобой при обращении к логопеду является неправильное произнесение звуков. Также нарушение звукопроизношения и самая заметная проблема из многих речевых недостатков.

По-научному греческого происхождения термин «дислалия» проявляется в нескольких видах: в искаженном произнесении звуков, в замене одного другим, а также, что встречается значительно реже, в их пропусках.

Истоками своими термин восходит к греческому dis, означающему неполное частичное расстройство, вторая же часть и lalio- говорю, относится только к проблемам со звукопроизношением, не связанным с какими-либо отклонениями слуха или нарушениями  проводимости нервного сигнала к органам речи.

Все причины подразделяют на функционального характера и механического  (органического). При этом функциональное нарушение приобретается  в детском возрасте из-за неправильного усвоения норм произношения. При работе с нарушением механического (органического) характера необходимо, прежде всего, найти такое положение органов артикуляции, которое лучше всего подходит для звуковоспроизведения нормированных звуков.

Нарушение звукопроизношения органической природы является врожденным или приобретенным, а причиной его является отклонение в строении, аномалии развития органов ротовой полости – языка, зубов, неба, челюстей. Органические дислалии возникают в любом возрасте вследствие повреждения любого из вышеуказанных органов.

Работа с нарушением звукопроизношения по этапам

Целью логопедической работы будет  коррекция произношения звуков, а далее формирование правильного воспроизведения (произношения).

Для достижения хорошего результата, занятия должны проводиться специалистом и самостоятельно на регулярной основе. Коррекционная работа включает несколько последовательных этапов.

Первым этапом является формирование артикуляционной базы, включающее в себя артикуляционную гимнастику. Причем гимнастика для разных звуков — разная.

Следующий этап — это непосредственно постановка звуков, благодаря чему человек учится воспроизводить его изолированно правильно.

Далее — автоматизация звука. Процесс автоматизации происходит с помощью упражнений по произнесению специальных слогов, слов и их сочетаний для закрепления навыка. Слова подбираются таким образом, чтобы были простыми и понятными. Сначала автоматизируются звуки в словах, где они стоят в начале слова, затем там, где они находятся в конце слова и в последнюю очередь там, где они в середине слова.  Далее происходит закрепление полученных результатов в спонтанной речи.

Нарушение звукопроизношения как речевой дефект легко корригируется в дошкольном возрасте благодаря применению специальной артикуляционной гимнастики для дошкольников, а у взрослых может вызвать затруднение, так как постановка звука и даже его автоматизация в отдельных словах достижимы, а вот закрепление в спонтанной речи практически невозможно благодаря многолетнему сложившемуся стереотипу.

Вам также может понравиться...

Популярные записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *