Произношение буквы Ч

Постановка звука Ч

Ребенок может неправильно произносить звуки разных групп. Каждая из групп имеет специфическую артикуляцию звуков. Так, для свистящих необходимо наличие щели, при прохождении выдыхаемого воздуха по которой, образуется специфический свист. Постановка звука Ч позволяет органам артикуляции занять правильное положение, удерживать эту позу, автоматизировать полученный навык  в речи.

Постановка звука Ч у детей

Стоит отдельно отметить, что постановка производится разными приемами:  на основе других фонем, с механической помощью — специального логопедического инструмента, а чаще- смешанным способом, включающим в себя элементы первого и второго.

Прием первый. Можно попробовать поставить  [Ч] от мягкого [Т’]. Для этого ребенку необходимо произнести мягкий [Т’] с придыханием, а логопед специальным зондом или шпателем приподнимает язык, достигая слышимого звучания [Ч].

Прием второй. Постановка звука Ч может происходить и на основе ненарушенного [Щ], так как по сути сложный [Ц] состоит из двух слитных [Т]’ и [Щ], артикулируемых последовательно. Итак, если артикуляция [Щ] уже усвоена, остается лишь добавить перед ним взрывной мягкий [Т’] и закрепить их произнесение вместе.

Прием третий. Если [Ч] не нарушен, не искажается, а заменяется на другой, на Ц, то постановка его происходит на основе уже имеющегося Ц с помощью механического вмешательства, шпателя или логопедического зонда. В случае замены обязательно нужно провести дальнейшую работу по дифференциации Ч и Ц.

Дифференциальная работа заключается в том, чтобы в устных и печатных источниках, в слогах, словах, текстах дети различали два акустически близких звука и не смешивали или заменял их. Например, логопед предлагает стихотворение, в котором часто встречаются и Ч и Ц, а детям надо выделить и указать какие звуки слышны чаще других и в каких словах они из запомнили. Логопед загадывает загадки, ответом на которые служат слова также содержащие Ч или Ц, при этом нужно назвать их, сказать на каком месте по счету он находится. Также по картинке, содержащей изображения предметов начинающихся на Ц и Ч или имеющих их с своем составе, можно составлять короткие рассказы.

Постановка звуков у детей направлена не только на работу с одним конкретным, но и на работу со словарем, на развитие мышления, образности речи. В целом, индивидуальная работа логопеда позволяет быстро решить проблему со звукопроизношением.

Вам также может понравиться...

Популярные записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *