У каждого из звуков речи русского языка есть свое положение органов речи, отличное от артикуляции других звуков. Постановка звука Л нужна, если положение артикуляционного аппарата неправильное и звук произносится неверно. Особенно важно для людей речевых профессий, часто выступающих, а также публичных людей говорить правильно и красиво, без речевых дефектов.
Недостатки произнесения Л, при которых нужно его поставить, называются ламбдацизмом в случае искажения или параламбдацизмом в случае замены. Как у любого твердого звука, у Л есть мягкая пара — Л’, однако, нарушение последнего практически не встречается. Зато первый нарушен достаточно часто в дошкольном возрасте.
Правильным положением органов речи считается ненапряженное нейтральное положение губ, не сомкнутые зубы, седловидная форма языка с опущенными краями и оттянутым назад к мягкому небу корнем языка.
Упражнения для постановки звука Л
Встречали ли вы людей, которые произносят Л, искажая его? Звучит это приблизительно как У или английский W. Это пример самого частого типа искажения. Также нередко бывают замены. Тогда когда Л полностью заменяется на другой звук, например, на краткий Й или Г (Х), который присутствует во многих южных диалектах, такой как в слове «Господи» Для исправления такого ненормированного звучания применяется постановка звука л, придающая органам речи правильную позицию. В дальнейшем он автоматизируется в речи и больше не доставляет неудобства ни слушающим, ни говорящему. Автоматизация — это процесс закрепления нового навыка сначала в слогах, затем в словах, предложениях и уже в конце в текстах.
Самый простой способ это попросить ребенка произнести «ЫА» с напряжение, Ы произносится кратко. Затем, нужно зажать язык между зубами и повторить «», при этом явственно слышится «ЛА». Усвоив лишь звучание, нужно перенести язычок за зубы, на бугорки и повторить произнести еще раз. Что важно, Л при нормальном фонематическом слухе ставится легко.
Другой способ заключается в том, чтобы использовать специальный логопедический зонд. Для основы служит мягкая пара Л’. Ребенка просят произнести слог ЛЯ несколько раз, при этом вводится зонд между языком и твердым небом так, чтобы можно было «управлять» средней частью спинки языка до достижения правильного звучания Л.
На следующем этапе детский логопед занимается автоматизацией звука, закрепляя сначала его произнесение в прямых слогах, затем в обратных. Далее в словах и предложениях. Последний этап – это спонтанная речь, когда в любой ситуации и любом тексте он должен произноситься правильно.