Постановка звуков у детей

Самой распространённой причиной обращения к логопеду является неправильное искаженное произнесение звуков детьми. Проще говоря, причина эта –  нарушение звукопроизношения. Конечно, вначале проводится обследование, чтобы выявить, какой звук нарушен или какая их группа, а также чтобы выявить причину. Постановка звуков у детей является обязательным этапом логопедических занятий.

Консультация детского логопеда при первом посещении заключается в том, чтобы выяснить только ли неправильное звуковоспроизведение беспокоит родителей. Если других жалоб нет и не установлено отклонений физического слуха, т.е. ребенок частично не утратил способности слышать  вообще, то занятия начинаются с артикуляционной гимнастики.

Гимнастические упражнения для органов артикуляции – губ, языка — носят детские смешные названия вроде «Ленивый язычок» или «Вкусное варенье» Настоящая же цель занятий состоит, конечно, не в развлечении маленьких посетителей, а в том, чтобы активизировать органы артикуляции и выработать правильную позицию для нормированного произношения того или иного звука.  Следующий этап занятий – постановка звуков у детей.

Правильные артикуляционные позиции давно описаны в логопедии и являются специфичными для каждого из звуков. Для примера приведем описание произнесения Р: при артикуляции кончик языка прячется за верхними зубами, сам язык по форме напоминает ложечку,  а боковые края языка прижаты к коренным зубам сверху. При выдыхании воздуха язык дрожит (кончик вибрирует). Голосовые связки работают.

Комплекс артикуляционной гимнастики для каждого из звуков свой. Для выше упомянутого Р это такие упражнения, как «Лошадка», «Чашечка», «Маляр», «Парус», «Барабанщик», «Заведи моторчик» — все они направлены на то, чтобы ребенок научился управлять язычком, придавать ему форму ложечки, закреплять кончик языка за верхними резцами и все то, что нужно для произнесения Р.

Постановка звука Р у детей

Из многих способов наиболее простым и не страшным для маленького пациента является такой, когда логопед предлагает поставить язычок так, как надо: за верхними зубами, нащупав бугорки, а края загнуть кверху. Язык должен быть твердым, напряженным, широким. В игровой форме надо предложить ребенку «завести моторчик». И когда он говорит «Д-Д-Д» лучше указательным пальцем ребенка быстро заставить язычок вибрировать. Детям нравится такая задача, и они с легкостью позволяют проделать эту манипуляцию. Постепенно вибрация становится не по принуждению, а самостоятельной. Так и рождается изолированный твердый Р.

Звукопостановка продолжается занятиями по автоматизации и внедрению Р в речь.Этот этап включает в себя закрепление Р сначала в прямых слогах, затем в обратных. Потом автоматизация в словах — сначала простых, а затем и сложных. Так слова подбираются односложные, двусложные, трехсложные и четырехсложные. Далее — со стечением согласных и несколькими Р в одном слове. Затем — в предложениях и текстах. Продолжительность курса занятий от артикуляционной гимнастики до автоматизации зависит от того, занимаются ли дополнительно и родители дома, от возраста, а также от степени нарушения.

Вам также может понравиться...

Популярные записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *